Виды вышивок на ткани: осваиваем древнее мастерство

Мастерство вышивки: с древности до наших дней

Такой кропотливый вид рукоделия как вышивка всегда захватывает. Сколько терпения нужно иметь для такой творческой работы. Но сейчас для нас это не более чем красивое произведение, вещь, которая несет эстетическое удовольствие. А вот наши предки вкладывали в свои узоры глубокий, а иногда и магический смысл. Давайте окунемся в историю, чтобы лучше понять, откуда пошел этот вид творчества и какой духовный смысл несет за собой.

Древние вышитые изделия, созданные еще в первобытные времена, мало напоминают произведения искусства. Ведь основой для их изготовления служили природные материалы. Иглами были острые кости, тканью — кожа животных, а нитями — шерсть и волосы.

Через много лет люди научились изготавливать иглы, прясть ткань и нитки. С тех пор вышивка приобрела привычный для нас вид. Интересно то, что первые упоминания о такой вышивке появились 4-5 тыс. лет до н.э. в Китае.

Наибольшую популярность вышивка в Китае получила во время правления династии Хань (206 г. до н.э. — 220 ч.). Впервые вышивать шелком начали именно здесь. Самая дорогая и изысканная работа — вышивка шелком по шелку. Она меняет цвет в зависимости от освещения. Представители аристократии всегда высоко ценили такие шедевры.

Социальный статус человека в Древнем Египте определяли по пышности узоров. Конечно, самая дорогая разноцветная вышивка была в фараонов. Вышитая одежда была найдена на мумиях фараонов в гробницах.

Египет также является родиной бисера. Тут же начали им вышивать. Бисером обшивали одежду.

В Древней Руси все женщины умели вышивать. Каждый район имел свои особые узоры и способы вышивания. Мастерство вышивания передавали от матери к дочери. Каждый орнамент имел определенное значение. Мастера сами придумывали узоры, которые состояли из определенных знаков. Они придавали своим работам магическое значение. Считалось, что вышивка привлекает удачу и защищает от зла и нечистой силы.

В России к концу 18 века материалы для вышивания были очень дорогими. Простые христианки начали вышивать только с начала 19 века. Они использовали более простые и дешевые материалы.

В России чаще всего вышивали крестиком. При этом вышивка делилась на народную и городскую. Народная почти не менялась. А городская постоянно менялась согласно моде. Простые христианские вышивальщицы придерживались народных обычаев.

Интересно то, что многие мастера живописи зафиксировали в своих работах рукодельниц во время процесса создания вышивки.

Вышивальщица. Автор: С.Н. Виноградов.

Портрет Е.П.Нестеровой за вышиванием. Автор: Нестеров М. В.

Вышивальщица. (1878). Автор: М. Зичи.

Анна Доротея Фостер и Шарлотта Анна Дик. Автор: Г. Стюарт.

В наше время этот ручной труд не менее ценный, но все же более доступен. Сегодня доступно много схем и узоров, постоянно придумываются новые. Это так интересно провести пару часов за любимым занятием — вышиванием. Давайте ценить это!

Вышивание

Золотошвейка, Государственная Третьяковская галерея

Насколько вышивание является древним ремеслом — точно не определено, но оно всегда популярно

Главные слова в вышивании

Слово вышивка — произошло от более древних слов — «шить», «шити», употребляемых в славянских языках. Издавна на Руси для обозначения этого рукоделия использовали такие слова, как письмо, шитьё.

Узор не вышивали, а чеканили, писали, точили. Слово орнамент — латинское, обозначает украшение, узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов.

Слово узор произошло от слов узы, узреть, увидеть. По узорам можно было определить из какого роду-племени был человек, на узоре увидеть его статус и возраст. По узорам определяли замужем ли девушка, просватана или свободна.

О появлении вышивки

Самыми древними видами вышивальных швов считаются швы роспись, набор и строчевая вышивка. Древняя славянская мастерица могла с помощью простых швов создать объемный, многослойный удивительно сложный сакральный узор.

Развитие вышивания в России Вышивка – искусство древнее. Материалы Армиевского могильника дают образец вышивки в виде косых крестов по гладкому полю ткани. В Курманском могильнике мы находим те же кресты и круги, исполненные цветной нитью по гладкому полю ткани полотняного переплетения.

В Крюково-Кужновском могильнике, как бы вторя узору ломаной саржи, на ткани вышиты ромбы. Все образцы вышивки выполнены кручеными вдвое шерстяными цветными нитями по шерстяной ткани иного, чем нити, цвета.Эти находки свидетельствуют о раннем происхождении вышивки у древних славян.

Из поколения в поколение

Все женщины на Руси, из поколения в поколение, передавали не только свое мастерство, но и знания узоров, их сакральное значение и использование на тех или иных бытовых предметах.

Обучались вышивке девочки с 5-6 лет, как только могли держать иголку в руке. Свой сундучок невесты девочка готовила сама, повторяя узоры своего рода для своей будущей семьи, тщательно складывая вышитые и сотканные предметы в сундучок, который переезжал вместе с ней в дом мужа.

С развитием христианства и строительством монастырей на Руси и появлением моды на византийский стиль, при храмах и монастырях появились вышивальные мастерские. Девочки стали обучаться вышивке у монашек, обладающих большими знаниями.

Вышивка XVII-XIX веков

В эпоху Петра I, с приходом моды на европейский стиль и тонкие вышивки и кружева, изменился интерес к вышивке. Параллельно с народной и церковной вышивками появилась светская – городская мода.

XVIII-XIX вв. В начале XVIII века после издания немецкой книги сказок братьев Гримм (1810 г.) на традиции крестьянской культуры стали обращать внимание ученые во всех странах мира, в том числе и в России. Этнографы, художники, фабриканты стали собирать коллекции народного орнамента.

В дворянских усадьбах появляются светлицы, изготавливающие вышитые работы по задумкам художников и западным альбомам. Интерес к вышивке охватил все слои населения. Городская мода изменялась в соответствии с появлением различных стилей и направлений в искусстве.

По вышивкам можно проследить моду на барокко, классицизм, ампир, модерн и др. в светских кругах русского общества. В крестьянской среде также проходили изменения. В каждой губернии сложились свои традиции. Искусствоведы и этнографы сегодня разделяют русскую вышивку на северную и южную.

По названию губернии называют и типы вышивок — владимирский шов, московский шов и др. Свои особенности в вышивке создали Олонецкая, Нижегородская, Псковская и др. губернии. Особый национальных колорит сохранили мордовские, марийские, угорские и др. народы. Конец XIX-начало XX вв.

В это время вышивание достаточно распространилось в России как промысел. Было образовано немало артелей, где специально обученные мастерицы выполняли работу по заказам на продажу. Отдельные крестьянки, отучившись в дворянских мастерских самостоятельно зарабатывали своим ремеслом, сдавая скупщикам готовые работы.

Появлялись специализированные школы и земские училища в местах развития вышивальных мастерских. В Москве при музее народных промыслов действовали такие курсы. Под предводительством императрицы Марии Федоровны были созданы женские курсы, способствующие развитию вышивального промысла.

Сегодня – это Высшая школа народных искусств (ВШНИ) в Москве и Санкт Петербурге. В 1910 г. в Кадоме была открыта кружевная школа-мастерская, в которой активно внедрялись образцы ажурной вышивки «вениз». В 1904 г. местная помещица М.А. Новосельцева организовала приемный пункт кружева от крестьянок окрестных сёл, а затем организовала обучение и сбыт продукции, которая высоко ценилась по всему миру.

В нижегородской области были созданы артели, ставшие основой создания нижегородского (горьковского) гипюра. Не только народная В XVIII-XIX века, вышивка стала очень популярной среди знатных дам. Они вышивали картины на религиозные темы, романтические и лубочные сцены, портреты.

Материал использовали разный — нити от шёлка до шерсти, хлопка и волоса, бисер, бусины, жемчуг, золото и серебро. Пяльца впервые появились в городе и из-за дороговизны были недоступны крестьянским женщинам. Но они ловко управлялись и без них.

Городская мода изменяла и крестьянскую вышивку, куда переносились все модные рисунки. Это поспособствовало исчезновению издревле существующих сакральных узоров. Уже немногие мастерицы могли рассказать о значении русских узоров. Классификация вышивальных швов. Вышивальные швы делятся на две основные группы:

  • «строчка», то есть вышивки по ткани с предварительно вырезанными или выдернутыми на отдельных её участках нитями. К ней относятся филейные вышивки и мережки.
  • «глухая» вышивка, то есть по целой ткани. Для нее характерны крест, гладь, набор, роспись, тамбур и другие. Рисунок с геометрическими формами выполняется преимущественно счётной вышивкой, а криволинейный рисунок — «свободной» вышивкой, по нанесённому заранее нанесенному контуру.

Более 200-ми видами вышивальных швов владели наши славянские женщины. Технология многих из них сегодня потеряна. В современной вышивке чаще других стали использоваться такие виды швов, как крест, полукрест, тамбур, строчевая вышивка (филе), мережка, цветная и белая гладь, ришелье и другие.

Применяемые как по отдельности, так и в различных комбинациях друг с другом, они позволяют создавать уникальные вышивки от совсем плоских до выпуклых, от легчайших контурных или ажурных сетчатых, кружевных до «ковровых», плотно укрывающих всю поверхность изделия.

Вышивать можно различными материалами — лентами, разными нитками, бисером, бусинами и даже волосами, войлоком, мехом, кожаными шнурами, проволокой и др. материалами. Сегодня на помощь мастерицам пришла техника. Инженеры еще в прошлом веке создали вышивальные машины.

В последнее время стали популярными аппараты с программным и компьютерным управлением, способные самостоятельно выполнить любой заранее заданный узор.

Инструменты и материалы

Вышивать возможно на любых материалах, через которые проходит игла. Помимо традиционных тканей, вышивают по валяному войлоку, коже, бумаге, картону, пластмассе.

Применяют для этого всё, что можно пришить или протянуть через ткань с помощью шила или иглы. Иглы для вышивания очень разнообразны. Тонкие и толстые, с большим ушком или с маленьким. Раньше, когда металл был в дефиците, иглы делали из костей птиц или животных.

Есть техники вышивания, выполняемые с помощью шила или вязального крючка. Помимо этого бывают нужны пяльца. Они бывают небольшие, их держат в руке, а бывают стационарные, в виде станка на ножках.

Вышивание в современности В наше время вышивание так же популярно, как в былые, давние времена. Есть масса курсов, школ, его основы преподают детям с детского сада, много пособий в печатном виде и в Интернете.

Доказано благоприятное влияние занятия вышивкой на нервную систему, координацию движений, на развитие внимательности и усидчивости. Много товаров, необходимых для занятия вышиванием, продаётся в специализированных магазинах.

Схемы, наборы игл и ниток, специальные пяльца и лампы, различные приспособления — чего только нет в продаже.

Испытание берестяной посуды

Вышивание в наше время

Продолжаются традиции народных художественных промыслов, связанных с этим искусством. В Торжке продолжают заниматься золотным шитьем, работает фабрика «Кадомский вениз», сохранились строчевышивальные артели в Городце, Чкаловске, Катунки Нижегородской области, продолжают традиции и индивидуальные мастера.

Вновь создаются вышивальные мастерские при храмах и монастырях, продолжая тысячелетнюю традицию вышивального ремесла.

Материалы статьи

В статье использованы материалы из книг Н.А. Маясовой, И.П. Работновой, Н.Т. Климовой.

И царицы вышивали

Хорошие вышивальщицы были богатыми невестами и всегда могли заработать своим ремеслом для семьи хорошие деньги. Лучшие мастерицы-вышивальщицы были в царских золотных мастерских.

Отлично вышивали сами царицы и царевны, своим терпением и усердным трудом показывая пример другим знатным женам и простым крестьянским девушкам. Вышиванием занимались и царицы, и дочери.

Сохранилась вышивка, предположительно выполненная руками дочери Бориса Годунова, Ксении. Это покровец для изголовья гробницы Сергия Радонежского, на котором царевна вышила рублевскую «Троицу». Лучшие работы царских девиц и жен можно увидеть в Государственном Историческом музее, Сергиевопосадском музее-заповеднике, Третьяковской галерее.

Лучшие работы цариц увозились за рубеж в Афонские монастыри, продавались за золото и драгоценные камни в другие страны, пополняя государственную казну Руси. Головные уборы, покрывала, хоругви, ризы вышивали золотом, шёлком, атласом, добавляя драгоценные камни и жемчуга. Во многих православных храмах можно встретить вышитые иконы. Появилось особое искусство — русское лицевое шитьё, рисунки для которых выполняли знаменитые в то время художники, такие как Андрей Рублев.

В эпоху Ивана Грозного на замену дорогим золотой и серебряной нитям пришла золотная нить и с этого времени вышивка золотом распространилась на крестьянские сословия, сделав народный русский костюм уникальным, а развитие русской золотной вышивки разделилось на крестьянскую и церковную.

Придание

К своему совершеннолетию, к 15-16 годам, крестьянская девушка должна была иметь приданое, приготовленное собственными руками.

Будничная и праздничная одежда, скатерти, постель, столешники, рушники, полотенца — словом всё, что необходимо для будущей жизни.

Кроме того вышивались специальные полотенца, которыми одаривались на свадьбе почётные гости и родня мужа.

Таких полотенец должно было набраться до ста штук. Их как правило хранили, поэтому их образцы и дошли до нас.

Легенды о вышивании

Есть множество легенд о вышивании, вот одна из них.

В Азии это искусство широко процветало уже гораздо ранее того, чем оно стало известно грекам и римлянам, хотя греки и приписывают изобретение вышивания Минерве, Афине-Палладе.

Легенда об Арахне, подробно переданная в метаморфозах Овидия, рассказывает, что дочь красильщика Идмона в Колофоне, выучившись у богини ткать и вышивать, превзошла в этом искусстве свою преподавательницу и, вызвав её на состязание, победила в большой вышивке, изображающей похождения богов. Минерва, рассерженная своим поражением, бросила челнок в голову соперницы; Арахна с горя повесилась и была богиней превращена в паука.

Изобретение вышивальной машины

С некоторых пор ручной труд для простых вышивок почти совершенно вытеснен машинным шитьем. Первая вышивальная машина появилась во Франции в 1821 г., но имя изобретателя осталось неизвестно, и вообще не осталось никаких сведений относительно её механизма.

В 1854 г на французской выставке появилась машина Гейльмана, которая возбудила всеобщий восторг и произвела целый переворот в производстве вышивок.

В машине Гейльмана было сделано несколько незначительных изменений, но принципиальная идея и механизм машины Гейльмана остались те же.

И военные вышивают

В 2013 году Министерство обороны объявило о проведении первого Всероссийского интернет-конкурса военной вышивки «Суровая нитка».

В конкурсе принимали участие все желающие, кто любит и умеет вышивать.

Участвовали произведения, в которых представлены любые виды вышивки на темы, связанные с историей, традициями и современностью Вооруженных Сил. Допускалось использование различных материалов и техник.

«Этим конкурсом мы хотим напомнить об очень интересных и с исторической, и с художественной точек зрения традициях военной вышивки. Это поистине национальное достояние России» — рассказал начальник Управления культуры Министерства обороны Российской Федерации Антон Губанков.

История вышивки: виды, история возникновения и ее развитие

Вышивка как вид искусства существует не одно поколение веков, радуя глаз и давая возможность модницам больше возможности для самовыражения через одежду. Ведь каждая вышитая вручную вещь поистине уникальна. История возникновения вышивки уходит корнями глубоко в древность. Наши предки, сшивая кожу, заметили, что можно это делать не просто прямыми линиями-стежками или волнообразными, но и другими видами. Например, можно использовать вышивку крестом. История утверждает, что в девятом веке нашей эры вышивание было настолько совершенно, что вещи, созданные мастерицами, могли соперничать с современными видами вышивок, изготовленными с помощью машин и тщательных просчетов.

С чего все началось?

Мало кто знает, что история возникновения вышивки имеет под собой совсем не то значение, которое ей придают сегодня. Сейчас – это красиво, стильно и уникально, но в старину вышивка имела совершенно иной смысл: она являлась мощным оберегом от негативных сил, а также способом передать информацию, сокрытую в символах, использовавшихся при создании шедевра. Более того, вышитые особым образом вещи для ритуальных действий, несли в себе посыл для окружающих, ведь именно священнослужители обладали сокрытыми, тайными и невероятными знаниями о силе символов, которыми они украшали свою одежду.

Только глядя на вышитые одеяния, человек мог существенно изменить свое внутреннее состояние, ход мыслей и побуждающие внутренние желания. С течением времени эти знания постепенно заменялись, искажались бессознательно, в силу ограниченного ума или специально по причинам, известным только посвященным.

Вышивка крестом

История и исследования утверждают, что это одна из самых распространенных техник для создания оберегов в виде одежды, ведь ее символ — крест — являлся знаковым изображением человека, при этом в зависимости от того, какая форма (геометрическая фигура, рисунок) выстраивалась из маленьких стежков, можно было понять, чего желала мастерица-вышивальщица тому, кому предназначалась вышитая вещь. Ученые не могут назвать приблизительную дату возникновения этого вида рукоделия, но найденные древние останки одежды, датированные IX-X вв., доказывают, что вышивка крестом была уже на высоком уровне.

При этом исследователи истории вышивки крестиком утверждают, что это искусство считалось занятием для аристократов или людей с уникальными способностями, а простому люду были доступны только примитивные стежки и толстые полотна с нитками, из которых шедевр не создашь. Одной из самых искусных вышивальщиц Средних веков считалась Ксения, дочь Бориса Годунова. Ее работы были известны не только в России, но и за границей: она умело вышивала полотна для церкви, скатерти и одежду для членов царской крови.

Вышивка как знак внимания

В ходе течения истории вышивка крестиком ближе к XVIII веку становится доступной практически всем, при этом она постепенно утрачивает основную смысловую нагрузку и сакральный смысл и приобретает больше декоративный характер. Рукодельницы-умелицы украшали не только одежду и предметы интерьера, но и таким образом могли выказать свою симпатию понравившемуся парню, вышив для него рубаху, пояс или кисет для табака.

После падения «железного занавеса» популярность вышивки в России ненадолго упала ввиду засилия новомодных вещей с запада, но в последние несколько лет тяга к этому кропотливому творчеству снова набирает обороты. Можно с уверенностью сказать, что история вышивки еще не закончилась.

Когда люди начали вышивать?

Официально считается, история вышивки началась в Китае, именно там были обнаружены первые предметы одежды из шелка, украшенные мелкими стежками из золотых и серебряных нитей. Находки датированы V веком до н. э. и сохранились до наших дней, что говорит о высоком качестве материала и вложенного труда. Именно китайская вышивка оказала существенное влияние на становление этого вида рукоделия в Японии, Византии и позже в других европейских странах.

В России, а именно, на Алтае были найдены предметы одежды, расшитые камнями и бусинами, датированные первым веком до нашей эры. Это говорит о том, что становление вышивки в истории проходило параллельно в разных уголках земного шара. Некоторые источники утверждают, что во времена Владимира Мономаха уже была создана первая школа вышивальщиц на базе Андреевского монастыря.

Мстерская вышивка

Этот вид вышивки гладью в истории оставил небольшой след, так как зародился недавно, в XVIII веке. В России, во Владимирской области, в городке Мстера монахини местного монастыря положили начало уникальному стилю вышивки, который вскоре разделился на два вида: для зажиточных людей и духовенства, а также для простых крестьян. Разница была в том, что первые вышивали золотыми нитками по атласной ткани или бархату, а люди победней — простыми белыми нитками по тонкой льняной ткани или батисту.

XIX век и начало XX – это пик спроса на нежные батистовые сорочки с вышивкой белыми нитками, которые были практически в каждой семье. Также вышивались скатерти, носовые и шейные платки, косынки и тонкие нижние юбки, а в конце 40-ых годов XX века мстерская вышивка была признана даже за границей. Со временем мода на трикотажную одежду и белье практически вытеснила этот чудесный вид искусства.

Еще один вид русской глади

В XX веке этот стиль вышивки стал основой еще для одного подвида – владимирской глади, которая несколько отличается стежками от классической мстеркой вышивки тем, что проходят нити толстым слоем, создавая выпуклые рисунки растительного свойства: цветы, листья с усиками. Во владимирской вышивке гладью история выделяет красный цвет, но иногда использовались небольшие добавки в виде желтого и синего цвета, реже — зеленого.

Со временем в орнаменты стали «вплетать» диковинных птиц, деревья и кусты, сохраняя при этом традицию единения с природой. В 70-х годах прошлого века такой стиль вышивки достиг пика популярности, но потом постепенно спал, только в глубинках страны еще живо мастерство, передающееся по наследству.

Рукоделие с лентами

В истории вышивка лентами тоже имеет место, ведь она берет начало из более древних времен, когда кожаные изделия расшивали тонкими полосками кожи и шнурами. В Древнем Египте одежду стали расшивать более тонкими полосками ткани, тесьмой, а находчивые византийцы и евреи перенесли этот вид рукоделия в Европу.

Следующий скачок в истории вышивки лентами состоялся благодаря Людовику Благоразумному: он завез в страну станки для изготовления лент из атласа, вот тогда и начался бум шелковых лент. В 1560 году в Лионе работало уже 50 тысяч мастеров. Они трудились днем и ночью, изготавливая километры лент, которые использовали рукодельницы для вышивки одежды господ. Массовая истерия нарастала и в XVII веке стали вышивать не только женскую, но и мужскую одежду: люди стали походить на клумбы. Увлечение распространилось по всему миру, даже в Австралии вышивку лентами использовали чаще, чем простую (нитками), так как налог на нитки существовал, а на ленты – нет. К счастью, с 1800 года увлечение постепенно стихло и приобрело форму декоративного искусства: стали вышиваться картины, гобелены и небольшие предметы интерьера.

В заключение

О возникновении разных стилей вышивки в истории мира можно рассказывать еще долго, так как их действительно много: нежное ришелье, потрясающее скандинавские шитье «хандаргер», итальянская ассизи – техника, сочетающая крест и гольбейнский шов, потрясающее барджелло – флорентийская вышивка, которая до сих пор очень популярна. Каждый может найти что-то свое в любом виде взаимодействия цветной нити, иглы и ткани и создать свой шедевр.

История происхождения вышивки как искусства

Вышивание – один из древнейших видов искусства украшения одежды.

История вышивания имеет огромный исторический опыт, который берёт начало ещё в первобытное время. Первоначально женщины в вышивке использовали разнообразные материалы (лён, шерсть, бисер, жемчуг, металл, кость и другие). Для изготовления необходимой одежды женщины применяли жилы и шкуры, шерсть животных. Вышивание женщина использовала не только для украшения одежды, но и для благоустройства быта, применяя в вышивке орнаменты и силуэты животных и растений.

Каждая эпоха характеризуется своей техникой вышивания. Так, в античные времена широко использовалась техника вышивки крестом, гладью и стебельчатым швом. Средневековая вышивка отличалась сугубо религиозной тематикой и использовалась в одежде священников для отражения сюжетов Священного Писания.

Наиболее прочно в украшение светского костюма вышивка вошла в шестнадцатом веке, изображая светские мотивы, эмблемы и гербы.

Кроме того, вышивка была широко распространена и в народном искусстве. Вышивка помогала сделать простую одежду более нарядной и праздничной. Вышивкой украшали постельное бельё, предметы интерьера, применяя при этом шелковые, шерстяные, хлопчатобумажные, металлические нити. Вместе с тем, народная вышивка никогда не была подвластна моде. Её эскизы и элементы передавались из поколения в поколение и носили определённое магическое и обрядовое значение.

Виды вышивки

В современном мире существует большое разнообразие видов вышивки, которое можно классифицировать по используемым материалам (нити, тесьма, ленты, бисер), по выполняемым видам швов (крестик, гладьевой шов, гобеленовая вышивка, украшающий шов), по используемой технике (ажурная вышивка, строчевое и накладное шитьё), по содержанию выполняемого узора (использование орнамента, сюжета, контурное), по цвету (однотонная и многоцветная), по сложности выполнения (простая и художественная вышивка).

Использование вышивки народами

Каждый народ имеет свои особенности вышивки, так, например, русскую вышивку можно разделить на счётную и свободную. Счётная вышивка выполняется по счёту ниток ткани, а свободная выполняется по контурному рисунку. Часто встречается и сочетание этих двух способов. В вышивке используют красные, синие и жёлтые цвета.

История белорусской вышивки схожа с вышивкой русского народа, вместе с тем, наблюдаются и определённые различия. Цветовая гамма белорусской вышивки скупа (в ней зачастую используется лишь красный и чёрный цвет).

Работы вышивальщиц Китая отличаются необыкновенно искусным исполнением. В своих работах они применяют шёлковые нити различной толщины и оттенков.

Народ Украины в своей вышивке используют филигранную технику, которая отличается наличием множества геометрических фигур, изображений животных и птиц.

Хобби

Существует множество разновидностей вышивки, и каждый желающий может найти технику себе по душе. Вышивка – это очень занимательное занятие, однако требующее много затрат времени и сил. Одни могут сказать, что это слишком утомительная и напряжённая работа, но с другой стороны, когда видны итоги проделанной работы, хочется творить ещё, придумывать что-то новое и интересное, непохожее на других.

Выполненные работы могут стать чудесным украшение интерьера вашего дома или подарком близким. Подарок будет особенно ценен, если он выполнен в виде оберега. Именно иголка способна притягивать и пропускать через себя энергию пространства, поэтому выполненная с любовью и добрыми мыслями вышивка будет нести добро близким людям, такая вышивка будет излучать свет и тепло. Каждая вышитая вещь – это маленькая жизнь, маленькая история, которая несёт таинственность и неповторимость. Даже две, на первый взгляд, одинаковые работы будут нести совершенно разное настроение, цветовую гамму (даже если используются абсолютно одинаковые нити).

Кроме того, выполненные работы могут охарактеризовать человека (это можно сделать, оценив используемую гамму и сюжеты, ведь каждый сюжет несёт своё особое значение).

Чудесное успокоительное

Каждому человеку присущи свои методы приведения в порядок своей нервной системы. Одни каждую минуту заглядывают в холодильник, другие рвут на мелкие кусочки бумагу, третьи же берут в руки пяльцы и вышивают. Вышивание просто творит чудеса. Многие называют вышивку иглотерапией. Она помогает обрести душевное равновесие. Проделывая стежок за стежком, человек успокаивается и находит пути решения проблем, постепенно у него поднимается настроение, и уже совсем по-другому оценивается ситуация. Человек, который в своей жизни использует вышивку, чаще всего уравновешен и менее вспыльчив, он старается всё взвесить и распределить по своим местам.

Такая вот канитель: Как появилась старинная драгоценная вышивка и что ею украшали

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Изначально канитель была связана с одним из самых древних и необычных видов вышивки, которое называют также « золотным шитьем », а мастериц-вышивальщиц – золотошвейками. Само слово канитель появилось в России в XVI веке, придя к нам из французского языка (фр. cannetile).

Так называли тонкую скрученную в спираль металлическую нить (золотую, серебряную или медную), используемую для вышивания. Часто узор создавался на очень дорогих тканях — бархате, сафьяне, и работа эта требовала особого мастерства.

Процесс изготовления канители также очень долгий, кропотливый и сложный. Металлическую заготовку, раскаленную добела, специальными клещами протаскивали через мелкие отверстия в волочильной доске. Протащив проволоку, ее сначала остужали, а затем раскаляли снова, чтобы она становилась мягкой и легче проходила уже через другие, более мелкие отверстия. Снова остужали и вытягивали дальше, пока не получали нить необходимой толщины. В конце эту тонкую нить аккуратно навивали на стержень для придания ей спиральной формы. Все это делалось вручную. Долгое это было дело, кропотливое и оттого нудное. На такую однообразную работу уходило много часов. Отсюда впоследствии, в середине XIX века, и произошло выражение «тянуть канитель», используемое в переносном смысле.

Та самая канитель, которой в дальнейшем мастерицы вышивали свои шедевры.

Заморское золото из Византии

Незадолго до крещения Руси расширились торговые отношения с Византией. Считается, что тогда, в X веке, в Древней Руси и узнали о золотном шитье. Очень красивые ткани и наряды, сияющие на солнце, никого не могли оставить равнодушным и раскупались моментально, хотя стоили недешево. И уже вскоре в России наладили собственное производство канители, а мастерицы освоили золотное шитье.

Великолепные работы российских мастериц

Поначалу золотошвейки просто копировали византийские орнаменты, но вскоре стали более свободными в выборе узоров, проявляя собственную фантазию. Во множестве появились невероятной красоты цветочные орнаменты, ветви деревьев, звери,птицы…

Эта потрясающая вышивка в основном использовалась для украшения национальных костюмов, парадной, церковной одежды и военных мундиров.

А как красиво смотрелись расшитые канителью кокошники!

После принятия христианства на Руси блеск и сияние золотного шитья по достоинству оценили священнослужители. Их богатые одежды, расшитые золотой канителью, придавали особую торжественность службе. Именно из-за обилия золота как в интерьере церкви, так и в облачении священнослужителей, православную церковь часто называют « пышной, восточной, византийской ».

Золотой канителью стали также вышивать и иконы.

Появилось так называемое «лицевое» шитье – вышивка ликов святых.

С XVIII века канитель стали широко использовать для украшения воинского обмундирования – военных мундиров, офицерских эполетов, погон.

В царских палатах также вовсю сияла драгоценная канитель. Почти вся царская одежда была расшита ею, несмотря на то, что платья с нитями из драгоценных металлов получались очень тяжелыми.

Особенно это касалось коронационных нарядов со шлейфом и мантией, носить которые было очень даже непросто.

Со временем вышивка канителью стала еще более сложной и красивой, научились делать нити самой разной толщины и фактуры и стали использовать их в сочетании с другими материалами – драгоценными камнями, жемчугом, блестками, золотыми шнурами…
Временем расцвета канительной «богатой» вышивки одежды стала светская эпоха XVII-XVIII века.
Но, к сожалению, в конце XIX века наступил закат этого прекрасного искусства, а после Октябрьской революции о нем забыли окончательно.

Возрождение канительного шитья

Однако, во второй половине ХХ века о золотом шитье все же вспомнили, им стали украшать шевроны (нашивки) для военной формы, а также покрывала, занавеси.

Потихоньку возвращается к отделке канителью и современная мода.

Весьма оригинально смотрится такая вышивка на джинсовых куртках.

Интересно, что к производству канители самое непосредственное отношение имел знаменитый театральный режиссер и педагог Константин Сергеевич Станиславский.

Настоящая его фамилия – Алексеев, был он выходцем из семьи купцов Алексеевых, которые в XIX веке в Москве владели канительной фабрикой. Продукция этой фабрики была очень востребована в России, также она экспортировалась и во многие европейские страны. В 1893 году, после смерти отца и старшего брата, Константину пришлось возглавить семейное дело, став директором фабрики.

Надо отметить, что он был очень успешным предпринимателем, под его руководством фабрика вышла на передовые позиции в России, обойдя в конкуренции также многие известные европейские фирмы.
Но любовь к театру оказалась сильнее, и Станиславский с не меньшим успехом занялся совершенно другим делом.

До чего все-таки красива вышивка канителью!

И напоследок — стихотворение Андрея Деменьева:

Смотрела крепостная мастерица на вышитую родину свою.
То ль серебро, то ль золото искрится, то ли струятся слезы по шитью.

И лишь ночами вспоминала грустно, как бьется лебедь в лапах у орла.
Откуда же пришло твое искусство? Чьим колдовством помечена игла?

А было так: проснувшись на печи, крестьянка вдруг почувствовала солнце,
Когда сквозь потемневшее оконце пробились к ней весенние лучи.

Как нити золотые, всю избу они прошили радостным узором.
Она смотрела воскрешенным взором и утро принимала за судьбу.

Все в ней дрожало, волновалось, млело. И белый свет — как россыпи огней.
Она к оконцу оглушенно села. И вот тогда пришло искусство к ней.

Пришло от солнца, от надежд,— оттуда, где ничего нет ближе красоты.
Она в иголку вдела это чудо, ниспосланное небом с высоты.

И не было прекраснее товара на ярмарках заморских, чем ее.
Она надежду людям вышивала, и горе, и отчаянье свое.

Что видела — на шелк переносила. И много лет еще пройдет, пока
Свободной птицей спустится Россия на синие счастливые шелка.

«Тянуть канитель» стало сегодня устойчивым словосочетанием. Но не менее интересна и история появления других известных фразеологизмов , которые сегодня прочно вошли в нашу речь.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Вышивка, искусство древнее и современное

Вышивка – занятие кропотливое, требующее тщательности и высокой внутренней дисциплины. Но, если спросить у опытной мастерицы, как это иногда происходит на персональных выставках: «Да сколько же это нужно терпения?!», чаще всего ответом будет «Да нисколько!» И в этом нет ничего удивительного – для увлеченного человека заниматься любимым делом настолько интересно, что он и времени не замечает.

Особенности национальные вышивки

Искусство вышивки развивается с незапамятных времен. Древнекитайская манера этого искусства имела несколько основных направлений, некоторые из этих стилей здравствуют и поныне. В провинции Суджоу мастера, следуя старинным традициям, вышивают шелковой нитью, разделенной на шестнадцать тончайших волокон по шелковому полотну. Манера – гладь, с тончайшими подробностями воспроизводящая растения, животных, рыб и пейзажи.

В наши дни купленные нитки для вышивания мулине китайского производства высоко ценятся специалистами за их особые свойства – технология их окраски предусматривает изменение интенсивности окраски по длине, что создает возможность плавных цветовых переходов. В древней Персии искусство вышивки тоже было очень развито, там преобладали растительные орнаменты и изображения птиц.

В России, на Украине и в Болгарии вышивка крестом очень распространена, она много веков применяется для прикладных целей. Вышитые полотенца-рушники, рубашки и сарафаны издревле подчеркивали красоту славянских женщин. Праздничное облачение православных священников также выполнялось с применением вышивки, в большинстве своем мастера по созданию предметов церковного быта были мужчинами.

Техники вышивки

Основными техниками вышивки являются гладь, крест, полукрест и бисер. Вышивка крестом и бисером требует от мастера большой усидчивости. В чем-то эта технология напоминает пиксельную графику, ведь любой, самый сложный рисунок состоит из крестиков разных цветов, поэтому его воспроизводство ведется по разработанной схеме, причем, чем меньше размер креста, тем картинка достовернее.

Наибольшего полета мысли и творческого простора допускает вышивка гладью. В русской манере глади, в отличие от китайской, применяется так называемый «русский шов». Его особенность в специфическом способе крепления нити на поверхности, большая часть ее длины находится на наружной стороне ткани. Это достигается тем, что изнаночные стежки очень короткие, а нитка снова выпускается на лицевую сторону, так что она крепится только по краям. В случае, когда стежок должен быть длинным, его крепят еще в одной или двух точках, делая точечный проход через материал. С изнанки такая вышивка выглядит, как звездное небо, много маленьких точек. Об искусстве мастера судят именно по изнанке, на ней не должно быть никаких узелков. Технически такая манера позволяет осуществлять самые сложные композиции, с цветовыми переходами, характерными для живой природы. Ряды ниток входят один в другой, благодаря чему можно создавать эффект большей или меньшей затененности с учетом законов перспективы.

Самая главная задача для персонала на выставках мастеров художественной глади – не позволять посетителям трогать работы руками, некоторые из них никак не могут поверить, что это – вышивка, а не аппликация или живопись. Манера русской глади получила распространение в средней полосе России, в Саратовской губернии и Поволжье. Крайне важна композиция, ведь по насыщенности деталями такая работа стоит в одном ряду с живописными полотнами, следовательно, и по колористике, и по равновесности требования к художнику такие же.

В технике современных мастеров, работающих в этой манере применяются и китайские нитки мулине, и ленинградские, считающиеся лучшими из отечественных. Русская гладь имеет широкое применение и в прикладном искусстве, при оформлении предметов быта, таких, как салфетки или одежда. Впрочем, применяя эту технику, можно создавать и картины.

Вышивка крестом более утилитарна, — одежда, полотенца, занавески. Крестик сам по себе в описании не нуждается, но его разновидности очень интересны. Болгарский крест – двойной, его еще называют левиафаном. Он представляет сочетание простого и андреевского креста, как на британском флаге. Полукрест – один стежок простого креста. Есть еще удлиненный крест с дополнительным стежком посередине – так называемый «со строчкой». Украинская манера вышивки практически ничем не отличается от русской, разве что по цветовому решению, любимые цвета украинских вышивальщиц – черный и красный на белом фоне, в то время, как в России используют всю палитру. Вышивка бисером требует усидчивости и любви к этому ремеслу. Также очень важно хорошее зрение – работа тонкая.

Как начать вышивать?

Начиная вышивать , нужно позаботиться об инструменте и материалах. Игла не должна быть очень острой, чтобы не разрушать структуры ткани. Поэтому ее нужно слегка, самую малость, притупить о наждачную бумагу, тогда она будет раздвигать нити тканевой структуры. Пяльцы пригодятся для вышивки крестом или бисером. Для русского шва они неприемлемы, потому что ткань нужно постоянно изгибать на указательном пальце левой руки.

В качестве ткани используется специальный материал, канва. О нитках уже сказано, и чем богаче будет палитра, тем больше возможности цветовой насыщенности, однако и пестротой не следует злоупотреблять. Ножницы нужны, зубы нужно беречь смолоду. Обязательно хорошее освещение, желательно естественное. Глаза следует беречь тоже. При работе очень важно принять удобную позу, не сгибаться. Так можно уберечь себя от слишком быстрой усталости.

Закреплять нитку можно разными способами. У специалистов узелок считается дурным тоном, лучше всего сделать маленький стежок и закрепить его еще одним, в перпендикулярном направлении. Если начинающая вышивальщица по образованию художник, то задача построения композиции упрощается. Если же с азами живописи она незнакома, что же, есть два пути – вышивать по готовым рисункам, или заняться самообразованием, почитать литературу на эту тему, благо ее предостаточно. Для вышивки крестом схем много, их печатают и выкладывают во всемирной сети.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Spam Protection by WP-SpamFree

Adblock
detector
!-- Yandex.Metrika counter -->