Виды стежков для вышивания вручную

Какие существуют разновидности швов для вышивания

Вышивать люди начали еще с давних времен. Таким образом можно украшать вещи, выполнять картины или декорировать предметы. В этой статье говорится о том, какие вышивальные швы существуют и как их выполнить самостоятельно.

Виды швов для вышивания

В настоящее время существует очень много видов стежков и продолжают появляться новые. Все техники можно выполнять как вручную, так и на машинке. Ниже можно увидеть подробное описание самые популярные виды швов при вышивании с пошаговыми схемами.

Техника «вперед иголку»

Техника «вперед игла»

Такую разновидность достаточно легко выполнить новичку. При завершенном виде, он будет одинаковым с любой стороны полотна. В основном применяется для работы с границами изображения.
Делается стежок по намеченным контурам схемы, выполняют «вперед иглу» справа налево, перемещаясь, постоянно прямо, образуя при этом новые. В процессе работы необходимо контролировать пробелы между швами — они должны быть равными.

Образец техники «назад иголку»

Техника «назад игла»

В этом типе шов делается справа налево. «Назад игла» очень схож с машинной строчкой. С внешней части «назад игла» смотрится достаточно эстетично, все выполненные швы близко прилегают друг к другу, а на обратной стороне стежок более продолговатый.

Обратите внимание! Все швы должны быть одинаковой длины.

Тамбурный шов

Его также называют цепочка. Он делается при помощи крючка с острым острием или иглой по готовой схеме на тонких материалах. Для тамбурного шва в основном применяют шелковые нитки. С его помощью выполняют контуры рисунка или его фиксацию.

Для упрощения работы, такой вид рекомендуют выполнять сверху вниз. Иголка с ниткой вытаскивается на внешнюю сторону, выполняется петелька и вводится в то же место, где было начало. В процессе вышивки петля не утягивается до конца, и игла вытаскивается на поверхность полотна в точке, около 0,5 см ниже начальной.

Выполнение стебельчатого шва

Далее необходимо натянуть нить так, чтобы петелька медленно легла на основу. Когда выполнена новая петля, иголка вставляется в конечную точку и выводится на лицевую поверхность. Такой шов изначально будет сложно выполнить, поэтому желательно потренироваться на ненужной ткани.

Стебельчатая техника

Данную строчку необходимо использоваться при работе с льняными или ситцевыми материалами. Визуально он похож на пару прилегающих друг к другу продолговатых стежков. Применяется этот вид для выполнения схемы по линиям и для изготовления стеблей или листьев. Вышивка стежками выполняется на плотно закрепленной ткани, заранее выстиранной и сухой. Длинные нитки лучше не брать, так как есть риск скручивания во время работы.

Стежок Гольбейна

Выполнять такой шов необходимо слева направо. Продевается нитка на внутренней стороне без узла. Далее в правой стороне выполняется первый шов. Затем изнутри игла перемещается влево и выходит на внешнюю сторону в центре первого шва.

Эта техника очень часто используется для цветочных мотивов и давно обрела свою популярность в вышивке.

Шов Гольбейн

Назван в честь немецкого художника. Этот тип будет выглядеть с двух сторон полотна одинаково. Он очень сильно похож на технику «вперед игла». После выполнения стежка, иглу нужно вернуть назад и заполнить промежутки на схеме. Опытные мастерицы во время работы переворачивают полотно и работают в обратном направлении к начальной точке.

Для работы обычно выбирают тонкие хлопковые ткани с небольшим плетением. Необходимо использовать тонкую иглу с тупым острием, для того чтобы она не рассекала структуру ткани.

Схема обкидного стежка

Петельный или обкидной

Его еще называют краеобметочным. Такой вид достаточно прост в исполнении. Его применяют для чётких узоров на материале, а также для обработки различных петелек и аккуратной обметки срезов полотна.

Шьют в этой технике всегда слева направо. В процессе работы нужно следить за пряжей, она должна находиться перед иголкой, выполняя петлю. Нужно вытащить иглу с рабочей ниткой на лицевую сторону ткани. Опустить ее вниз и затянуть петельку. Далее выполнить прошивку с внутренней части так, чтобы нитка располагалась под кончиком иголки. Потом необходимо вытянуть иглу и затянуть петлю.

Размеры и направления шва можно выбирать исходя из личных предпочтений. Расстояние между стежками разное, от этого будет зависеть плотность ряда.

Как выглядит елочка на ткани

Техника «елочка»

Его используют для обработки готового рисунка. С виду он похож на краеобметочный или полную тамбурную петельку.

«Елочка» делается всего в два этапа. После установки нитки, иголка входит на внутреннюю сторону и вытаскивается на лицевую основу. Во время работы нитка должна располагаться под иглой. Таким образом получилась одна сторона стежка. Следующий шов делается также, но с другой стороны и немного ниже.

Косая гладь

Много лет назад шов назывался гладьевой валик. Для нее желательно использовать плотные мулине. С помощью косой глади заполняют пространство внутри рисунка. Шов выполняется с наметывания контурного стежка «вперед игла». Потом все пространство заполняется косыми короткими стежками. В основном их делают снизу, слева направо.

Декоративные стежки

«Пышечка»

Его так же называют «горошек». Такой стежок выполняется по двухслойной нитке, поэтому он получается достаточно объемным. Контур рисунка обрабатывают швом «вперед игла». Настил выполняется вдоль линий контура, далее по нему делается двусторонняя гладь.

Алжирский переплетающийся

Он очень похож на технику крестиком, но при этом, его середина смещается. Это получается из-за использования стежков для вышивания разной длинны.

Владимирский или «Верхоплут»

Для выполнения Владимирского шва нужны самые толстые нитки, чтобы рисунок был объемным. В основном он применяется для цветочных мотивов. Необходимо нарисовать контуры, например бутон розы и заполнить их плотными стежками от края к середине. С обеих сторон будет одинаковый рисунок.

Полукрест технология вышивания

Крестиковые швы для вышивки

Вышивка крестиком отлично подойдет для тех, кто только начинает свое знакомство с рукоделием. Для работы желательно использовать канву с крупной ячейкой.

Полукрест или роспись

Его также можно встретить под названием «роспись» — легкий двусторонний шов, который выполняется сначала вперед, потом назад. Проще говоря, это первый штрих классического крестика. Его начинают с правой стороны налево по линии рисунка, выполняя стежки «вперед иголкой».

Далее наоборот, передвигаются слева направо. Параллельно выполняя зашивку в предыдущем ряду. Два раза готовые швы не перекрываются. Правильная линия образуется при грамотном проколе иголкой в предыдущую точку.

Гобеленовый стежок

Техника крестик

Этот вид стежков в вышивке выполняется двумя штрихами, которые образуют крестик, заполняя одну ячейку канвы. Чтобы картина смотрелась красиво, нужно помнить о главном указании —в технике крестом все верхние швы должны располагаться в одном направлении. Оно выбирается по желанию.

Обратите внимание! Когда горизонтально выполняются кресты, то все стежки для вышивания делают сначала в одну сторону, а потом в другую.

Гобеленовый шов

При работе с чётным числом ниток, их нужно фиксировать как в технике вышивки крестом. Для этого концы нитки вставить в ушко иглы, завязывая на конце петлю. Далее вколоть иглу в полотно с внутренней стороны, вышить полукрестик и через петлю зафиксировать нитки с обратной стороны. Другие стежки для вышивки необходимо выполнять, начиная из той точки, откуда был сделан первый прокол.

Если вышивка стежком в одну нитку, то на изнанке канвы необходимо сделать узелок. На внешней стороне гобеленовые швы перекроют этот узел и замаскируют его. Все ряды выполняются строго справа налево. Чтобы стежок был под правильным наклоном, нить необходимо вводить в полотно из правого нижнего угла.

«Полукрест на глади»

Здесь стежки необходимо делать на равном расстоянии друг от друга, а при обратной вышивке заполнить пробелы. С виду полукрест похож на ребристый забор.

Вышивка крестом

В этом разделе идут более тяжелые крестовые швы. Они отлично подойдут для украшения декоративных подушек или постельного белья. Также картины можно украшать атласными лентами или бисером.

Удлиненный крест

Такой тип необходим для насыщения рисунка фактурой, также он помогает достаточно быстро заполнять большие площади на канве. Техника работы такая же, как и в простом крестике, только он заполняет не одну ячейку канвы, а сразу несколько в вертикальном положении.

Пяльцы для закрепления ткани

Венгерский шов

Венгерские швы являются счетными. Они выполняются с абсолютно разной длиной. Его просто вышить и в основном им пользуются для больших площадей рисунка. Такой метод очень эстетично смотрится, если использовать нитки контрастных цветов.

Болгарский крест

Этот шов состоит из двух крестов, нижний — это классический крестик, а верхний — вертикальный крест. Он больше похож на квадрат и выполняется минимум на четыре ячейки в канве.

Двойной крест

Выполняется из четырёх скрещенных стежков — двух диагонально и двух по вертикали и горизонтали.

Болгарский крест

Каждый крест делается сразу полностью. Для начала выполняют стандартный крестик диагональными стежками. Далее после второго диагонального штриха иглу вводят в центр между двумя уже готовыми верхними дырками и выполняют долевой стежок сверху вниз, а далее по такой же схеме поперечный слева направо.

В заключении необходимо отметить, что для различных работ можно найти подходящий шов. Еще больше вариантов находится на сайтах по рукоделию. Новичкам желательно перед работой посмотреть мастер-класс и узнать какие виды стежков для вышивания существуют.

Большая подборка швов и строчек для ручной вышивки

Сегодня настал черёд изучить средства художественной изобразительности в вышивке — различные швы. Будьте терпеливы, дочитайте статью до конца, вас ждёт мотивация и вдохновение!

Скажу сразу, что при таком невероятном многообразии швов и техник в вышивке мы будем рассматривать только самые важные и интересные, на мой взгляд, мои любимые способы вышивания.

Крестик. Начну с самого простого, но вместе с тем с самого значимого элемента и способа вышивки. Про его связь с обрядами и верованиями древних русичей мы уже говорили в первой части нашей беседы о вышивке. Крест считался защитой от тёмных сил и любого зла. Его и сейчас используют в тех же целях. Крест лаконичен и красив, но самое магическое и невероятное его свойство для меня в том, что благодаря маленькому колючему ёжику» получаются картинки. Всё дело в размере и количестве этих «ёжиков», конечно. Крестики как пиксели: чем их больше, тем изображение чётче и реалистичнее.

Расход ниток будет меньше, работа будет продвигаться гораздо быстрее, вышивка будет выглядеть аккуратнее, если вы сначала вышьете нижние диагонали всех крестиков (например: справа налево снизу вверх). А потом уже будете заканчивать крестики перпендикулярной перекладиной (например: слева направо снизу вверх). Обратите внимание! На рисунке показан способ экономии времени: не обязательно вытягивать иголку под пяльцами, а потом снова возвращать её на лицевую сторону вышивки. Можно одним движением сделать стежок и сразу оказаться в нужном месте! 🙂 Вот такая маленькая хитрость.

Когда говорят про вышивку крестиком, сразу представляется простой крест или «русский крестик», а ведь существует ещё множество видов вышивки крестом.

Остановлюсь ненадолго на сложном (двойном) кресте и на счётной глади.

Двойной крест или «болгарский крест» немного похож на снежинку и состоит из двух крестов, наложенных друг на друга со сдвигом.

К вышивке крестом относится также и счётная гладь. Напомню, «счётной» эта гладь называется потому, что длина стежка определяется считанным числом нитей основы (канвы).

Теперь логично будет познакомиться с тёзкой счётной глади — с гладью несчётной. На Руси её называли «атласник». Поверхность готовой вышивки ровная и гладкая как атлАс. Атласник отличается от счётной глади тем, что длина и направление его стежка определяются только контуром той или иной детали вышивки.

Для атласника важно подготовить «настил» — это как скелет для костно-мышечной ткани, как фундамент для будущего дома. Настилом может быть контур детали вышивки (листка, лепестка и т.д.) «обведённый» тамбурным или другим швом (тамбурный шов мы рассмотрим позже).

Если деталь вышивки крупного размера, то необходим настил (как я его называю) по всей её площади, который чаще выполняется нитками в тон фона. Стежки настила могут быть достаточно редкими, они не должны покрывать всю площадь детали, но важно, чтобы они были перпендикулярны будущей основной вышивке атласником. Такой «фундамент» поддержит верхнюю вышивку, сделает её объёмной, придаст ей аккуратный и ровный вид. Лицевые (верхние) стежки самой глади не будут проваливаться или провисать. Обратите также внимание на натяжение нити во время вышивания, чтобы стежки ложились плотно, но в то же время не стягивали ткань.

Для экстра объёма деталь можно вышить гладью в два слоя, стежки которых будут перпендикулярны друг другу.

Следующим номером нашей программы будет тамбурный шов. Шов «цепочка» или «тамбур» — это непрерывная цепочка петелек, выходящих одна из другой. Петельки могут быть мелкие и крупные в зависимости от толщины нитки и длины выполняемого стежка. Тамбурной цепочкой вышивают различные узоры по свободному контуру или застилают рядами всю плоскость мотива. Этот шов тоже имеет свои вариации и усложнения.

«Петлю с прикрепом» можно считать разновидностью тамбурного шва или скорее отдельно взятым его элементом.

А теперь на нашей сцене «французский узелок» — милейшее изобразительное средство в вышивке! С его помощью можно легко придать работе объём и шарм. Сами видите, какие разные образы можно создать с помощью этого маленького, да удаленького узелка. 🙂

А между тем, делается он очень просто: иголка обвивается двумя кругами нитки, вкалывается в ткань рядом с выходом конца нитки из ткани и протаскивается сквозь эти петли. Узелок готов!

Следующий шов — рококо. Мне это название напоминает курочку. 🙂 И если «французский узелок» — это цыплёнок, то рококо — его мама, потому что рококо — это усложнённая интерпретация французского узелка, на мой взгляд. Для рококо иголку нужно вкалывать на расстоянии от выхода нити из ткани, а когда конец иглы появится рядом с выходящей из канвы нитки, на него нужно намотать немного больше петелек нитки, чем для узелка. После того, как вы протянете иголку с ниткой сквозь петли, у вас получится «гусеничка» или «улыбка», как кому нравится. Её мы укладываем, как этого требует задумка и композиция вышивки, и фиксируем, вкалывая иголку в ткань в нужном месте. Обратите внимание на то, что нитка должна быть полностью прикрыта петлями: «гусеничка» должна получиться плотная. Для этого количество оборотов нитки вокруг иглы должно соответствовать расстоянию между выходом нитки из ткани и последующим входом иглы в ткань. Вы можете немного подтянуть и уплотнить петельки на нитке, но не до бесконечности.

Рококо чаще всего используют для вышивки цветов и листьев.

А сейчас… Моя любимая мережка. Когда моя мама преподавала «мастерские» (труд) в педагогическом училище, она по собственному желанию освоила и этот вид рукоделия, хотя и так владела и владеет внушительным набором творческих навыков. Вечерами я с упоением наблюдала, как мама колдует над пяльцами и вытворяет чудеса с ниточками…

По-моему, самое неприятное в мережке — это скучный и довольно-таки трудоёмкий процесс вытягивания ниточек из ткани (продёргивание), чтобы создать «плацдарм»: для дальнейшего творчества. А дальше необходимо вооружиться какой-нибудь оптикой и обеспечить хорошее освещение (как и для любого вида рукоделия). Если наберётесь терпения, то шедевр вам обеспечен! Мережка — это дух народной вышивки! Это невероятно красиво, самобытно и нежно! Смотрите сами:

Существуют разные мережки. Есть виды мережки, предназначенные для работы с«дорожками» (как я для себя называю дырявые продёрнутые полосатые пространства на ткани). А есть виды мережки подходящие для украшения и обработки углов будущего узора.

Чтобы избежать разочарований, начать нужно с «забега на короткую дистанцию» — с простого вида мережки и короткой «дорожки». Когда положительный результат вас вдохновит, можно браться и за более трудные варианты этой сквозной вышивки. Дерзайте!

На мой взгляд, мережка — сестра плетения и родственница макраме.

Преклоняюсь перед красотой и благородством ещё одного вида вышивки. Знакомьтесь! Великолепное ришелье собственной персоной. Также как и мережка, этот способ вышивки пограничный с другими видами рукоделия. Ришелье очень похоже на кружево. Также ришелье близко к вязанию и макраме, потому что содержит «навесные» (как я их называю) элементы над фрагментами ткани, которые впоследствии будут вырезаны. Эти плетёные из ниточек перетяжки, похожие на канатные мосты над пропастью, как атланты держат на себе всю композицию и центральные фрагменты ажурной, сквозной вышивки.

Следующий шов, который мы с вами рассмотрим — стебельчатый. С вашего позволения, на нём я и закончу. Но не торопитесь уходить. 🙂 В конце этой статьи вас ждёт самое интересное!

Это был наш последний «экспонат» на сегодня. Но прошу вас, прочитайте публикацию до конца.

Если вы всё это время восхищались изделиями мастеров, любуясь картинками и фотографиями, и с грустью думали, что вам создание таких шедевров не по плечу… Приведу вам причины, которые смогут вас вдохновить.

1. В Китае живёт женщина, которая родилась без рук в прямом смысле этого слова. Самое удивительное заключается в том, что она является талантливой вышивальщицей!

Согласитесь, что после такого говорить о себе полноценной и здоровой: «безрукая» или «не из того места руки растут» — просто грех!

2. Современный мир предлагает в помощь столько всяких приспособлений, которые облегчают процесс творчества и помогают получать одно сплошное удовольствие от вышивания.

В вашем распоряжении удобные лампы с увеличительными стёклами, чтобы сберечь зрение. Сконструированы пяльца разнообразных размеров, форм и моделей, целые установки для закрепления тканей во время вышивки.

3. Мы имеем гораздо больше возможностей, времени и сил для творчества ради удовольствия, чем наши прапрабабушки, на которых было натуральное хозяйство с домашними животными и птицами, сад-огород, как правило, многодетные семьи и тяжёлый физический труд в поле.

4. Вы можете не только наслаждаться процессом творчества, но и использовать результат (продукт своей деятельности). Он может стать прекрасным подарком для родных и близких, оберегом вашего дома, украшением для вас самих. Кто-то за своё хобби ещё и материальное вознаграждение получает, как мастера Ярмарки, например.

5. И наконец, самое главное, на мой взгляд! Творчество даёт современной женщине возможность почувствовать себя немного феей, доброй волшебницей, созидательницей уюта и доброй атмосферы в доме. Вышивка или другой вид творчества способно сделать из вас ещё более «добрую и счастливую» женщину, жену, маму, сестру, подругу… Любое рукоделие во много раз полезнее для душевного равновесия и здоровья вообще, чем просмотр сериалов по ТВ или сплетни с соседями. Творчество помогает снять стресс, найти внутреннюю гармонию и покой.

Поэтому занимайтесь творчеством и будьте счастливы, дорогие волшебницы!

Вышивание нитками: швы и стежки

Нитки мулине имеют множество преимуществ перед другими разновидностями. Их можно делить, чтобы скрывать закрепки, смешивать несколько цветов в одной рабочей нити. В продаже имеется широкий выбор расцветок, поэтому картина получится реалистичной благодаря оттенкам.

Высокая прочность ниток позволяет использовать их для украшения вещей, предназначенных для повседневной носки – сумок, одежды, кухонных полотенец. Чтобы научиться работать в разных техниках, рекомендуется освоить швы для вышивания нитками мулине.

  • Статья
  • Советы
  • Сервисы
  • Материалы

Шов «вперед иголку»

В вышивании шов «вперед иголку» является декоративным. Выполняется справа налево. Чтобы стежки были одинаковыми по длине, необходимо брать материал с четким распределением нитей, например, канву или равномерку.

Есть простой шов и с перевивом. Первый выполняется поочередными проколами с изнанки на лицевую сторону, соблюдая длину стежка.

Для выполнения перевива нужно сначала сделать строчку обычного шва, затем взять другой цвет нити и прошить между первыми стежками.

Это самые простые стежки в вышивке, подходят для обучения детей азам рукоделия, а также используются для выполнения контуров узора.

Шов «назад иголку»

Данный стежок называют еще «бэкстич». Он также предназначен для выполнения сплошных контуров готового рисунка, придания контрастности частей узора. Порядок действий для освоения шва «назад иголку»:

Вариант до выполнения бэкстич и после него:

Необходимо научиться делать ровные стежки. Для этого лучше использовать канву с равномерным распределением нитей.

Стебельчатый шов

Стебельчатый шов используется в растительных мотивах для создания стеблей. Подходит также для окантовки изделия по периметру, например, салфеток или подушек. Важно добиться равномерных стежков, чтобы вышивка выглядела аккуратно.

После первого стежка «вперед иголку» игла возвращается с изнаночной стороны назад и делает прокол посредине предыдущего стежка. Таким образом второй стежок ложится рядом, не расщепляя его.

Расщепляющий нитку стежок

Расщепляющий стежок выполняется похожим образом со стебельчатым, но при этом игла должна прокалывать нить предыдущего стежка. Используется для контуров, но получается более широким, чем швы назад или вперед иголку.

  1. Прокалывается ткань с изнанки и выводится на лицо.
  2. Делается стежок определенной длины, например, 0,5 см.
  3. Игла выводится на изнанку.
  4. С изнанки иголка должна войти в середину нитки предыдущего стежка, расщепив ее надвое.

Вышивка гладью

Гладьевой стежок предназначен для заполнения контуров узора. Это различной длины параллельные стежки каким-либо цветом. Его можно выполнить так, что лицевая и изнаночная сторона будут выглядеть одинаково ярко.

Важно, чтобы нитки ложились очень близко друг к другу, иначе будет видна ткань-основа.

Чтобы сделать узор выпуклым, используется гладь с настилом. Для этого выполняется два слоя стежков в горизонтальном и вертикальном направлениях.

Для плавного перехода цветов используется теневая гладь. Это стежки разной длины, которые чередуются, чтобы между ними можно было уложить стежки другого цвета.

Французский узелок

Французский узелок позволяет выполнить выпуклые мелкие детали, например, нераспустившиеся бутоны или фрукты на дереве.

Выполняется с помощью обвития иглы нитью. Чем больше витков, тем объемнее узелок. После обвития игла должна пройти через витки. Для этого их придерживают пальцами. Прокол делается рядом с местом предыдущего прокола.

Петля с прикрепом

Петля с прикрепом – прием, позволяющий сделать мелкие детали, в основном лепестки. Выполняется так:

  1. Иглу вывести на лицевую сторону.
  2. Сделать петлю, после чего игла должна лечь поверх нити.
  3. Сделать прокол на изнанку рядом с первым, затянуть нить.
  4. Сделать маленький прикреп.

Шов «елочка»

С помощью «елочки» можно выполнить растительные мотивы, например, ветки деревьев. Посмотрите как выглядит готовый узор и на идеи для использования стежка «елочка» в комбинации с французским узелком и лицевой гладью.

Рассыпной

Рассыпной шов – это несколько стежков, расположенных в хаотичном порядке. Выполняются путем поочередного прокола. Их длина может быть разной. Шов используется для заполнения контуров простой вышивки или для придания оттенка небу, озеру, вышитых в технике лицевой глади.

Тамбурный

Тамбурный – один из видов петельных швов. Выполняется двумя способами – с проколом и без него.

Гольбейн

Суть шва гольбейн в том, чтобы изнанка работы выглядела так же, как лицевая сторона. С помощью стежков «вперед иголку», прошивая справа налево и наоборот, можно вышить узор.Посмотрите как выглядит сложный узор в технике гольбейн.

Петельный или обкидной

Петельных швов очень много: «птичья лапка», зубчатый, перекрещенный, с треугольниками. Его функция сводится к тому, чтобы красиво обработать край изделия, поэтому его еще называют обкидным, ручным оверлоком.

Вариант простого обкидного шва.

Есть также двойной обкидной шов или шов по шву. Он заключается в том, чтобы в первом ряду сделать расстояния между стежками шире, а во втором заполнить их стежками другого цвета.

Косая гладь

При вышивании косой гладью стежки укладываются по диагонали в квадратах. Квадрат может состоять из 4 ниток или более, в зависимости от толщины. Важно, чтобы через шов не просвечивалась ткань основа.

Косая гладь в вышивке чаще всего используется для выполнения орнаментов.

«Пышечка»

Этот шов двойной. Пользоваться им нужно, когда есть необходимость выделить какой-то элемент узора, например, середину цветка, глаза, листья.

  1. Прошить контур швом вперед иголку.
  2. Гладьевым стежком, не касаясь контура, вышить середину.
  3. Второй слой прошить сверху, захватывая контурную нить.

Алжирский переплетающийся

В вышивке есть 2 алжирских стежка – переплетающийся и «глазок». Первый похож на «козлик», а второй относится к узорам ажурной группы и представляет собой вышитый квадрат.

Владимирский

По внешнему виду владимирская гладь или верхошов напоминает обычную вышивку гладью. Разница в том, чтобы сэкономить нити: при обычной глади изнанка выглядит так же, как лицевая сторона. Если использовать владимирский шов, ниток уйдет в 2 раза меньше за счет того, что изнанка не прошивается.

Секрет в том, что по контуру проколы делаются совсем близко друг к другу, чтобы нитка ложилась рядом параллельно, как это видно на рисунке верхней и нижней иголкой.

Волшебство вышивки. Часть 3: швы и строчки

В предыдущих публикациях мы говорили об истории вышивки и рассматривали многообразные материалы, используемые в вышивке: от доступных до роскошных .

Сегодня настал черёд изучить средства художественной изобразительности в вышивке — различные швы. Извините, не нашла рубрики лучше, чем «Хитрости и советы», хотя хитростей тут не так уж много, особенно для тех, кто сам давно занимается вышивкой. Скорее эта публикация для интересующихся вышивкой, начинающих или тех, кто пока не выбрал свой вид рукоделия. Будьте терпеливы, дочитайте статью до конца, вас ждёт мотивация и вдохновение!

Скажу сразу, что при таком невероятном многообразии швов и техник в вышивке мы будем рассматривать только самые важные и интересные, на мой взгляд, мои любимые способы вышивания.

Крестик. Начну с самого простого, но вместе с тем с самого значимого элемента и способа вышивки. Про его связь с обрядами и верованиями древних русичей мы уже говорили в первой части нашей беседы о вышивке. Крест считался защитой от тёмных сил и любого зла. Его и сейчас используют в тех же целях. Крест лаконичен и красив, но самое магическое и невероятное его свойство для меня в том, что благодаря маленькому колючему ёжику» получаются картинки. Всё дело в размере и количестве этих «ёжиков», конечно. Крестики как пиксели: чем их больше, тем изображение чётче и реалистичнее.

Расход ниток будет меньше, работа будет продвигаться гораздо быстрее, вышивка будет выглядеть аккуратнее, если вы сначала вышьете нижние диагонали всех крестиков (например: справа налево снизу вверх). А потом уже будете заканчивать крестики перпендикулярной перекладиной (например: слева направо снизу вверх). Обратите внимание! На рисунке показан способ экономии времени: не обязательно вытягивать иголку под пяльцами, а потом снова возвращать её на лицевую сторону вышивки. Можно одним движением сделать стежок и сразу оказаться в нужном месте! :) Вот такая маленькая хитрость.

Когда говорят про вышивку крестиком, сразу представляется простой крест или «русский крестик», а ведь существует ещё множество видов вышивки крестом.

Остановлюсь ненадолго на сложном (двойном) кресте и на счётной глади.

Двойной крест или «болгарский крест» немного похож на снежинку и состоит из двух крестов, наложенных друг на друга со сдвигом.

К вышивке крестом относится также и счётная гладь. Напомню, «счётной» эта гладь называется потому, что длина стежка определяется считанным числом нитей основы (канвы).

Теперь логично будет познакомиться с тёзкой счётной глади — с гладью несчётной. На Руси её называли «атласник». Поверхность готовой вышивки ровная и гладкая как атлАс. Атласник отличается от счётной глади тем, что длина и направление его стежка определяются только контуром той или иной детали вышивки.

Для атласника важно подготовить «настил» — это как скелет для костно-мышечной ткани, как фундамент для будущего дома. Настилом может быть контур детали вышивки (листка, лепестка и т.д.) «обведённый» тамбурным или другим швом (тамбурный шов мы рассмотрим позже).

Если деталь вышивки крупного размера, то необходим настил (как я его называю) по всей её площади, который чаще выполняется нитками в тон фона. Стежки настила могут быть достаточно редкими, они не должны покрывать всю площадь детали, но важно, чтобы они были перпендикулярны будущей основной вышивке атласником. Такой «фундамент» поддержит верхнюю вышивку, сделает её объёмной, придаст ей аккуратный и ровный вид. Лицевые (верхние) стежки самой глади не будут проваливаться или провисать. Обратите также внимание на натяжение нити во время вышивания, чтобы стежки ложились плотно, но в то же время не стягивали ткань.

Для экстра объёма деталь можно вышить гладью в два слоя, стежки которых будут перпендикулярны друг другу.

Следующим номером нашей программы будет тамбурный шов. Шов «цепочка» или «тамбур» — это непрерывная цепочка петелек, выходящих одна из другой. Петельки могут быть мелкие и крупные в зависимости от толщины нитки и длины выполняемого стежка. Тамбурной цепочкой вышивают различные узоры по свободному контуру или застилают рядами всю плоскость мотива. Этот шов тоже имеет свои вариации и усложнения.

«Петлю с прикрепом» можно считать разновидностью тамбурного шва или скорее отдельно взятым его элементом.

А теперь на нашей сцене «французский узелок» — милейшее изобразительное средство в вышивке! С его помощью можно легко придать работе объём и шарм. Сами видите, какие разные образы можно создать с помощью этого маленького, да удаленького узелка. :)

А между тем, делается он очень просто: иголка обвивается двумя кругами нитки, вкалывается в ткань рядом с выходом конца нитки из ткани и протаскивается сквозь эти петли. Узелок готов!

Следующий шов — рококо. Мне это название напоминает курочку. :) И если «французский узелок» — это цыплёнок, то рококо — его мама, потому что рококо — это усложнённая интерпретация французского узелка, на мой взгляд. Для рококо иголку нужно вкалывать на расстоянии от выхода нити из ткани, а когда конец иглы появится рядом с выходящей из канвы нитки, на него нужно намотать немного больше петелек нитки, чем для узелка. После того, как вы протянете иголку с ниткой сквозь петли, у вас получится «гусеничка» или «улыбка», как кому нравится. Её мы укладываем, как этого требует задумка и композиция вышивки, и фиксируем, вкалывая иголку в ткань в нужном месте. Обратите внимание на то, что нитка должна быть полностью прикрыта петлями: «гусеничка» должна получиться плотная. Для этого количество оборотов нитки вокруг иглы должно соответствовать расстоянию между выходом нитки из ткани и последующим входом иглы в ткань. Вы можете немного подтянуть и уплотнить петельки на нитке, но не до бесконечности.

Рококо чаще всего используют для вышивки цветов и листьев.

А сейчас. Моя любимая мережка. Когда моя мама преподавала «мастерские» (труд) в педагогическом училище, она по собственному желанию освоила и этот вид рукоделия, хотя и так владела и владеет внушительным набором творческих навыков. Вечерами я с упоением наблюдала, как мама колдует над пяльцами и вытворяет чудеса с ниточками…

По-моему, самое неприятное в мережке — это скучный и довольно-таки трудоёмкий процесс вытягивания ниточек из ткани (продёргивание), чтобы создать «плацдарм»: для дальнейшего творчества. А дальше необходимо вооружиться какой-нибудь оптикой и обеспечить хорошее освещение (как и для любого вида рукоделия). Если наберётесь терпения, то шедевр вам обеспечен! Мережка — это дух народной вышивки! Это невероятно красиво, самобытно и нежно! Смотрите сами:

Существуют разные мережки. Есть виды мережки, предназначенные для работы с«дорожками» (как я для себя называю дырявые продёрнутые полосатые пространства на ткани). А есть виды мережки подходящие для украшения и обработки углов будущего узора.

Чтобы избежать разочарований, начать нужно с «забега на короткую дистанцию» — с простого вида мережки и короткой «дорожки». Когда положительный результат вас вдохновит, можно браться и за более трудные варианты этой сквозной вышивки. Дерзайте!

На мой взгляд, мережка — сестра плетения и родственница макраме.

Преклоняюсь перед красотой и благородством ещё одного вида вышивки. Знакомьтесь! Великолепное ришелье собственной персоной. Также как и мережка, этот способ вышивки пограничный с другими видами рукоделия. Ришелье очень похоже на кружево. Также ришелье близко к вязанию и макраме, потому что содержит «навесные» (как я их называю) элементы над фрагментами ткани, которые впоследствии будут вырезаны. Эти плетёные из ниточек перетяжки, похожие на канатные мосты над пропастью, как атланты держат на себе всю композицию и центральные фрагменты ажурной, сквозной вышивки.

Следующий шов, который мы с вами рассмотрим — стебельчатый. С вашего позволения, на нём я и закончу. Но не торопитесь уходить. :) В конце этой статьи вас ждёт самое интересное!

Это был наш последний «экспонат» на сегодня. Но прошу вас, прочитайте публикацию до конца.

Если вы всё это время восхищались изделиями мастеров, любуясь картинками и фотографиями, и с грустью думали, что вам создание таких шедевров не по плечу… Приведу вам причины, которые смогут вас вдохновить.

1. В Китае живёт женщина, которая родилась без рук в прямом смысле этого слова. Самое удивительное заключается в том, что она является талантливой вышивальщицей!

Согласитесь, что после такого говорить о себе полноценной и здоровой: «безрукая» или «не из того места руки растут» — просто грех!

2. Современный мир предлагает в помощь столько всяких приспособлений, которые облегчают процесс творчества и помогают получать одно сплошное удовольствие от вышивания.

В вашем распоряжении удобные лампы с увеличительными стёклами, чтобы сберечь зрение. Сконструированы пяльца разнообразных размеров, форм и моделей, целые установки для закрепления тканей во время вышивки.

3. Мы имеем гораздо больше возможностей, времени и сил для творчества ради удовольствия, чем наши прапрабабушки, на которых было натуральное хозяйство с домашними животными и птицами, сад-огород, как правило, многодетные семьи и тяжёлый физический труд в поле.

4. Вы можете не только наслаждаться процессом творчества, но и использовать результат (продукт своей деятельности). Он может стать прекрасным подарком для родных и близких, оберегом вашего дома, украшением для вас самих. Кто-то за своё хобби ещё и материальное вознаграждение получает, как мастера Ярмарки, например.

5. И наконец, самое главное, на мой взгляд! Творчество даёт современной женщине возможность почувствовать себя немного феей, доброй волшебницей, созидательницей уюта и доброй атмосферы в доме. Вышивка или другой вид творчества способно сделать из вас ещё более «добрую и счастливую» женщину, жену, маму, сестру, подругу. Любое рукоделие во много раз полезнее для душевного равновесия и здоровья вообще, чем просмотр сериалов по ТВ или сплетни с соседями. Творчество помогает снять стресс, найти внутреннюю гармонию и покой, поднимает уровень женской энергии, а это притягивает мужчин лучше, чем искусственные феромоны.

Поэтому занимайтесь творчеством и будьте счастливы, дорогие волшебницы!

И до новых встреч! В следующей статье я расскажу о вышивке в современном интерьере.

Вышивальные швы

Мы поможем Вам сделать самые первые шаги в вышивке и надеемся вдохновить на создание собственных шедевров. Подробные фото и описание техники выполнения стежков познакомят Вас с девятью основными швами, а также расскажем как закрепить нитки в начале и конце работы.

Вышивальные швы: материалы и инструменты для работы

Чаще всего вышивку выполняют нитками «мулине» — это качественные хлопковые нитки, скрученные из 6 тонких волокон. В зависимости от желаемой плотности вышивки отделяют одно или два волокна и вставляют в иглу в одно или два сложения.

Цветовая палитра мулине насчитывает сотни цветов. Эти нитки производятся большим количеством фирм и у каждой из них принята своя маркировка оттенков. Готовые схемы для вышивок обычно содержат раскладку цветов для ниток одной из популярных фирм. Существуют таблицы перевода цветов мулине, для замены ниток одной фирмы нитками другой.

Кроме того, существует множество специальных ниток для вышивки с разнообразными эффектами: перламутр, блестящий люрекс и другие.

Итак, давайте рассмотрим различные вышивальные швы!

Начало и окончание вышивки

Первый способ начала вышивки

Завяжите узел на конце нити.

Вставьте иглу в ткань с лицевой стороны, отступив несколько сантиметров от места начала вышивки в ту сторону, куда будете вышивать. Протяните нитку и выведите иглу на лицевую сторону в точке начала шва.

Прошейте несколько стежков, прихватывая с изнанки нитку к узелку.

Срежьте нитку от узла близко к стежкам, остаток вытащите за узел.

Второй способ начала вышивки

Этот способ можно использовать, если Вы вышиваете нитью в два сложения.

Сложите нить пополам, так чтобы с одной стороны образовалась петля. Второй конец вденьте в иглу.

Вставьте иглу с изнаночной стороны ткани, сделайте небольшой стежок и снова выведите иглу на изнаночную сторону. Не вытягивайте нить полностью, оставьте петельку.

Проденьте иглу в петельку и затяните. Нить закреплена!

Окончание вышивки

Проведите иглу с изнаночной стороны через несколько ближайших стежков и обрежьте нить.

Шов «Назад иголку»

Шов выполняется справа налево.

Выведите иглу, отступив влево от начала шва 3 мм (длина стежка). Вставьте иглу в начало шва и выведите на лицевую сторону на 3 мм левее предыдущего входа.

Вытащите иглу и нить.

Повторите для следующего стежка.

Шов «Тамбурный»

Выведите иглу на лицевую сторону в точке начала шва. Снова введите иглу в то же отверстие, а затем выведите, отступив необходимое расстоянии (длину стежка-петельки).

Протяните иглу с ниткой через ткань и затяните петельку.

Выполняйте следующие стежки точно так же.

Шов «Крест» («Крестик»)

Сначала вышивайте одну диагональ всех крестиков в ряду.

В конце ряда делайте стежки в обратном направлении, «закрывая» каждый крестик.

Во всех последующих рядах последовательность диагоналей должна быть той же: верхние стежки все должны быть наклонены в одну сторону.

Для более достижения плавной линии вышивки используют «полукрест».

Одну из диагоналей (в соответствии с рисунком) вышивают полным стежком, а вторую только до середины крестика.

Шов «Ёлочка»

Шов выполняется справа налево. Ориентируйтесь на 4 горизонтальных линии (при необходимости можно прочертить их специальным маркером для ткани).

Выполняйте петли «Ёлочки» как показано на фото, смещая каждую петельку сначала влево и вниз, а потом влево и вверх.

Шов «Полупетельки вприкреп»

Шов выполняется слева направо.

Выведите иглу в точке начала шва на лицевой стороне ткани. Введите иглу в ткань отступив на ширину петельки и выведите в точке, расположенной на несколько миллиметров ниже середины петельки. Нитку удерживайте под кончиком иголки.

Затяните нитку и вколите снова в ту же точку, но под ниткой петельки, фиксируя её.

Выведите иголку на лицевую сторону, отступив от края первой петли желаемое расстояние, и повторите следующую петлю тем же способом.

Шов «Французский узелок»

Выведите иголку в точке узелка. Туго натяните нитку и, направив кончик иглы вниз, намотайте нить на иглу (1-3 раза, в зависимости от желаемого размера узелка).

Придерживая нить, вколите иглу рядом с входом нити, отступив минимальное расстояние.

Вытягивайте иглу, придерживая узел.

Аккуратно затяните узелок.

Шов «Козлик» («Рыбная косточка»)

Ориентируйтесь на две параллельные горизонтальные линии (при необходимости можно прочертить их специальным маркером для ткани). Шов выполняется слева направо, как показано на фото.

Ширина и длина всех стежков должна быть равномерной. Повторяйте стежки до конца ряда.

Шов «Гладь» («Атласный»)

Стежки кладут очень близко друг к другу, плотно заполняя желаемую форму.

Изнаночная сторона в данном шве повторяет лицевую.

Детали рисунка заполненные гладью часто обрамляются швом «назад иголку» или «стебельчатым» для получения красивого контура.

Шов «Стебельчатый»

Шов выполняется слева направо.

Выведите иглу на лицевую сторону в начале шва. Введите в ткань, отступив желаемую длину стежка (2-3мм) и выведите в середине будущего стежка.

Протяните нитку на лицевую сторону и повторяйте до конца.

Виды швов для вышивания и инструкция по их выполнению

Сегодня вышивка является одним из наиболее востребованных хобби женщин любого возраста. С её помощью они коротают свободное время, тем самым украшая интерьер помещения, предметы гардероба, подушки и аксессуары. Однако вышивка была бы скучной, если бы существовал один способ изготавливать картины, поэтому рукодельницы узнают, какие существуют виды швов, и применяют их.

Разновидности стежков для вышивки гладью

На глади проще всего выполнять картины. Также технология их выполнения очень проста, но разнообразна, поэтому подобрав правильную схему можно создать красочный шедевр, как нитками мулине, так и шерстяными, которые придадут изображению небывалой красоты.

Шов «Вперёд иглой»

Простейший вариант шва, выполняющийся для обведения контуров рисунка. Требуется собирать и прокалывать ткань «Гармошкой» на одном расстоянии. В результате выходят пунктирные линии.

«Строчка»

Стежок визуально похож на строку швейной машинки. Для его изготовления нужно делать прилегающие друг к другу швы, соприкасающиеся верхним и нижним краем.

«Стебельчатый шов»

С таким швом справиться любая вышивальщица, даже начинающая. Следует прокалывать ткань верху и по диагонали. Выполнять ровные и близлежащие стежки.

Обкидной или Петельный шов

Выполняются вертикальные стежки, образовывающие небольшую петлю. Игла входит внутрь неё и затягивает нить. Особенно красиво выглядит этот стежок, если участить количество стежков и перевить их горизонтально.

«Козлик»

Эксклюзивный шов, отчасти напоминающий вышивание крестиком. Однако он не используется для работы на канве, а хорошо смориться на обычной ткани. Его принцип – соприкасание пересекающихся стежков вверху и внизу. Поэтому каждый начинающийся крестик выполняется, пересекая низ или верх предыдущего. Частоту крестов и размеры между ними можно выставлять произвольно.

Владимирский шов или «Верхоплут»

Выполняется толстыми нитями, чтобы задать объёмность. Чаще всего его можно увидеть на картинах из цветов. Требуется начертить грани, например цветочного лепестка и заполнить их близлежащими стежками от края к центру. Спереди и сзади должен получиться одинаковый рисунок.

«Полукрест на глади».

При выполнении такого шва на одинаковом расстоянии делаются диагональные стежки, а на обратном пути, следует заполнить эти пространства. Для этого нужно провести такие же манипуляции, только в обратном направлении. Визуально получается «Заборчик».

Какие бывают стежки для вышивания крестом

Вышивка арестом подразумевает выполнение более сложных швов, которые на первый взгляд намного сложней. Чтобы выполнить их, потребуется много желания и упорного труда, тогда картины порадуют неповторимым изображением.

Вышивка крестом

Такой вид вышивки наиболее распространённый. Его нехитрая технология позволяет без труда обрести навык вышивания за несколько минут. Для выполнения такого простого шва потребуется втыкать иглу по диагонали и выводить в соседней клеточке. Нужно следить, чтобы стежки пересекались строго по центру.

Удлиненный крест

Не хитрая процедура, о которой догадается любая рукодельница. Следует выполнять обычное вышивание крестом, только увеличить длину стежков вдвое. Им вышивают, если следует заполнить пустые поверхности.

Славянский переплетающийся шов или венгерский

Особенностью этого шва является вышивание 2 параллельных стежков одновременно, но они не одинаковы, а 1 стежок, вдвое длиннее другого. Таким образом, с лицевой стороны длинные швы образовывают косичкообразное переплетение, чем и заслужил стежок такое название. Также в данном узоре разрешается выполнять ещё и ряды горизонтального или вертикального плана, а также применять несколько оттенков нитей.

Славянский косой переплетающийся шов

Этот вариант швов для вышивания незначительно отличается от предыдущего. Его особенностью можно считать использование диагонального ряда, где шовная высота составляет 2 нитевых пересечения. Длинные швы, как и в предыдущем описании вдвое длиннее коротких. Такой метод вышивания применяется для выделения выпуклых листьевых контуров.

Алжирский переплетающийся шов

Такой стежок визуально напоминает вышивание крестом, но при этом, его центр смещается. Это происходит из-за применения стежков для вышивания различной длинны, вышивающийся слева на право.

Шов «Ёлочка».

Технология этого шва пришла из Испании. Она состоит из двух близлежащих рядов полукрестовой вышивки, соприкасающихся по центру. Суть шва – выполнение стежков вперёд-назад, где на изнаночной стороне стежки визуально длиннее, чем на лицевой.

Двухсторонняя строчка

Этот способ вышивания незаменим, если на виду появляются обе стороны: изнаночная и лицевая. Шов образовывается вследствие работы иглой вперёд, вышивая ряды в 4 хода по технологии назад вышивка приобретает законченный вид. Сами стежки соприкасаются в конкретной точке и не имеют косых, наклонных линий. При использовании техники можно дополнительно применять мережки и кресты.

Выпуклый шнурок

Требуется проложить шерстяную нить по грани изображения и применять стебельчатый шов, окутывающий её. Для стежка требуется такая же, либо тонкая нитка.

Если сделать то же самое в обратном направлении, эффект стежка будет незабываем. Обычно для этого применяют нить другой расцветки.

Шов «Цепочка» он же тамбурный

Цепной шов очень прост в выполнении. Используется для изготовления линий, ограничения контуров, крупногабаритных фигур и поверхностей. Для его вышивания потребуется зафиксировать нить, вывести на лицевую сторону и воткнуть в то же отверстие, откуда она вышла. Далее протягивать до произвольных размеров петли. Чтобы начать следующее звено цепи, следует вывести иголку из центра предыдущего звена и повторить манипуляции.

Цепной (тамбурный) шов с навивкой

Кроме выполнения цепи требуется, не захватывая ткань обвести каждое звено нитью немного наискосок. В результате стежок будет похож на шнурок. При его изготовлении рекомендуется использовать 2 разных оттенка.

«Рыбка»

Очень красивый шов и лёгкий в выполнении. Он применяется для несложных картин, где попеременно выполняются манипуляции 1- лево , 1- право.

Шов «Узелковый»

Происхождение данного шва пошло из Саксагона . Для его выполнения требуется приступить снизу и двигаться по направлению вверх, прокалывая ткань горизонтально и туго затягивая её. Далее слева в правостороннем направлении выходит второй шов, затягивающий узел.

«Косичка»

Для её выполнения следует наметить стежковую ширину и делать их косыми, для формирования косы. Чтобы вывести иглу с изнаночной стороны, потребуется поднять иглу на окончаниях предыдущих стежков.

Шов «Румынский»

Для выполнения стежка нужно образовать длинные швы, обмотанные нить по центру. Они должны находиться в непосредственной близости друг с другом. Его используют, чтобы подчеркнуть контуры или заполнить пространство.

Выбрав нужный вариант шва можно разнообразить домашнюю коллекцию картин. Также стоит заметить, что определённая часть стежков совершенно проста, поэтому их смогут вышивать, даже дети. Таким образом, можно стать профессиональной мастерицей, изучив все особенности, виды стежков и научившись применять их в работе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Spam Protection by WP-SpamFree

Adblock
detector
!-- Yandex.Metrika counter -->